«Вождение Сулы»: подарок из древности

Адрес: Гомельская область, деревня Марковичи
Посмотреть на карте
Проложить маршрут

Вы знаете, что такое «Вождение Сулы»? Этот белорусский обряд провели в деревне Марковичи Гомельского района. Сула — это копьё, метательное оружие. Возможно, стрела или сула, пущенная в толпу мужчин, была жребием: в кого попадёт, того приносили в жертву языческому богу плодородия. Но это только догадки.

Обряд «Сула или Стрела» — магический хоровод женщин, который посвящён плодородию нивы и охране людей, жилища и домашних животных от небесной стихии. Женщины и девушки взялись под руки и ходили вдоль села, перегородив всю улицу, а из каждого дома к ним присоединялись всё новые участницы обряда.

Ровно 50 лет назад в Марковичах в 1967 году традиция прервалась по причине жёстких запретов представителей власти и церкви, а была восстановлена только через 40 лет (в остальных деревнях исчезла навсегда). Церковь до сих пор отрицательно относится к народным обрядам, называя их языческими. Язычество давно кануло в Лету, оставив каждому народу в мире сложившуюся веками этническую культуру.

В этом году «Сулу» провели в 11-й раз. В обряде принимают участие и совсем маленькие дети! Они символизируют семена ржи, которые прорастают, благодаря солнечному теплу и небесной влаге. Небо дарит жизнь, но оно является и источником опасности во время грозы. Чтобы отвести беду весной и летом и направить дождевые стрелы-молнии на рост урожая, водят Сулу.

Фото Альфреда МИКУСА

Читать также


Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта (д. Озерцо)

Это уникальный для нашей страны, единственный в Беларуси музей-скансен, представляющий собой целую деревню из памятников зодчества XVII-ХХ веков.

Гуканне вясны

Это цикл праздничных мероприятий, посвящённых встрече весны, когда "просыпается" от зимнего сна Мать-Земля.

Средневековый фестиваль "Белый замок"

Зрители смогут полюбоваться выступлениями в аутентичных костюмах, борьбой рыцарей и насладиться старинной музыкой.

Отзывы

"Vozhdenie Suly": a gift from antiquity

Address: Gomel Region, Markovichi village
View on Map
Get Directions

Do you know what "Vozhdenie Suly" is? This Belarusian rite was held in the village of Markovichi, Gomel region. Sula is a spear, a throwing weapon. Perhaps an arrow or a sula, which was thrown into the crowd of men, was a lot: the "victim" of arrow was given to the pagan god of fertility. But this is just a guess.

The rite "Sula or Strela" is a magic round dance, which is dedicated to the fertility of the field and the protection of people, dwellings and domestic animals from the sky anger. Women and girls took arms up and walked along the village, blocking the entire street.

The tradition was interrupted due to strict prohibitions of representatives of the authorities and the church 50 years ago in 1967, and was restored only 40 years later in Markovichi (it disappeared forever in other places). The church still has a negative attitude towards popular rituals and them pagan. But paganism sunk into oblivion, leaving the centuries-old ethnic culture to everyone in the world.

This year, the rite was held for the 11th time. Even very young children attend "Sula"! They symbolize the seeds of rye that will harvest, thanks to the sun's warmth and the heavenly moisture. The sky gives life, but it is also a source of danger during a thunderstorm. "Sula" helps to send rain to the growth of the harvest and еo save people from trouble.

Photo by Alfred MIKUS

Read More


Spring Greeting

it's a cycle of celebrations designed to "awake" mother Earth from the winter sleep which was important for such agricultural people as belarusians.

The Medieval Festival "The White Caste"

The spectators can admire performances in costume, combats of knights and ancient music.

"Yurievsky Karagod": for the wealth of the earth.

Annually in the village of Pogost people held the ancient rite "Yurievsky Karagod", which was the first in Belarus to receive the status of an immaterial historical and cultural value of national importance in 2005. The word "Karagod" consists of two bases: "karv" (bull) and "vadzits" (conduct). The bull is a sacrificial animal, which the ancient inhabitants of the earth brought as a gift to the solar deity.

Comments