Наш гид для любителей скульптуры: Минск

Памятник Победы

Памятник Победы является главным символом Минска и композиционным центром города в целом. Памятник появился на бывшей Круглой площади в 1954 г. Он посвящен белорусским партизанам и советским воинам. Почти полностью разрушенный во время Второй мировой войны, Минск был полностью восстановлен после 1945 года. Четыре стороны мемориала рассказывают о разных ремах бронзовыми барельефами: «9 мая 1945», «Советская Армия в Великой Отечественной войне», «Белорусские партизаны» и «Слава павшим героям». Гранит для этой колонны был привезён из Украины.

Архангел Михаил

Четыре с половиной метра – это высота скульптура Михаила Архангела, пронизывающего большую змею, была установлена в передней части Красного (из красного кирпича) собора (Костёл Святого Симеона и Святой Елены). Церковь была закончена в 1905 году польским архитектором Томашем Пояздерским, который оформил её в готическом и романтическом стилях. Красные кирпичи были перевезены прямо из Польши. После революции 1917 года храм использовался Государственным польским театром, а в советские времена он использовался в качестве Дома кино. В 1990 году здание было возвращено католической церкви. В 1996 году появилась бронзовая скульптура ангела, созданная Игорем Голубевым. Архангел Михаил является традиционным ангелом-хранителем Беларуси.

Якуб Колас

Якуб Колас является национальным поэтом Беларуси, классиком белорусской литературы. Его знаменитая поэма «Новая земля» показывает жизнь простых людей в деревне конца 19-го века. В 1920-е годы современная площадь Якуб Коласа была пустым полем с несколькими домами поблизости. В 1960-е её реконструировали. 3 ноября 1972 в 90-й день рождения Коласа скульптором Заиром Азгуром был сделан большой скульптурный ансамбль в его честь. В центре ансамбля - писатель в длинном пальто, сидящий на скале. Рядом с Коласом расположены сцены из его книг “Сымон-музыка” и “Дрыгва”.

Максим Богданович

Перед легендарным зданием театра оперы и балета, в парке Большого театра, есть памятник известному белорусскому поэту, который прожил короткую (26 лет) жизнь - Максиму Богдановичу. Автором монумента является белорусский мастер искусств Лев Гумилевский, хорошо известный своей скульптурой классического поэта Янки Купалы, чей памятник появился и в Москве в 2005 году на Кутузовском проспекте.

Янка Купала

Это классик белорусской литературы, один из основателей современной национальной литературы. Купала был одним из лидеров белорусского возрождения. Его произведения стали летописями белорусской нации, отражением нашего национального характера и менталитета. До Второй мировой войны на берегу Свислочи, где жил этот великий белорусский поэт, были лишь деревянные дома. В 1959 году на этих местах был открыт литературный музей. Сейчас это место является одним из самых уютных в Минске – это парк имени Янки Купалы. Памятник из бронзы и гранита высотой шесть с половиной метров был установлен здесь вместо другого монумента. Скульптура возвышается над легегнарным папоротником, который зацветает лишь единожды в год (в Купальскую ночь на 7 июля).  

Мужество и остров Слёз

Мужество и остров Слёз (или Скорби) 3 августа 1996 года на берегу реки Свислочь, в Троицком предместье – историческом центре Минска. Этот памятник посвящен белорусским воинам, павшим в бою далеко от родной земли в советское время. Внутри небольшой часовенки записаны 771 имен белорусов, погибших в Афганистане. Также на стенах часовни есть сцены из Библии. В передней части мемориала есть большая скала с бронзовой иконой Божьей Матери, в центре креста часовни – рубиновый камень. Элементами мемориального ансамбля являются 5 колоколов и фигура плачущего ангела. Теперь это место уже не является паломничеством скорбящих. Ведь жизнь продолжается!

Адам Мицкевич

Бронзовый памятник Адаму Мицкевичу, известному белорусскому поэту, появился в 2003 году в Минске (на перекрестке улиц Немига и Романовская Слобода). Мицкевич участвовал в польско-белорусскогом вооруженногом восстании против царя Николая в 1831. Он был настоящим романтиком, бунтарём и хорошим другом А. С. Пушкина. Хотя Адам Мицкевич писал на польском языке, главной темой его стихов всегда была его родная Беларусь: «Пан Тадеуш», «Дзяды» - сцены из этих известных стихов происходят на белорусской земле. Скульптура поэта гармонично вписывается в уютный парк. Теперь он тоже назван в честь белорусского поэта.

Франциск Скорина

Первый белорусский и восточнославянский книгопечатник, профессор из старейшего белорусского города Полоцка, одна из величайших культурных персоналий 16-го века. Напечатанная в 1517 году в Праге его «Руска Библия» - это первая печатная книга на территории Беларуси, Украины и России той эпохи. Франциск был великим человеком своего времени - он служил секретарем епископа в Вильне (ныне Вильнюс), встретил Мартина Лютера в Германии, посетил Москву с культурной миссией. В 1506 году он закончил Падуанский университет со степенью доктора медицины. Автор скульптуры Скорины Алесь Драниц. Идея поставить памятник реализовывалась в течение 15 лет: с 1989 года искали подходящее место для этого. Наконец скульптура первого белорусского книгопечатника появилась там, где она должна быть - возле Национальной библиотеки, открытой чуть позднее, в 2006 году. 

Экипаж

Площадь Свободы – одна из центральных площадей города с 16-го века. В 16 веке название площади было другим: «Верхняя рыночная». Площадь превратилась в Соборную (синодальную) в 19-м веке. В средние века там находился магистрат – главный муниципальный орган. Шведский король Карл XII, Великий князь Украины Иван Мазепа, генерал Наполеона Даво, почти все российские императоры и основатель независимой Польши Юзеф Пилсудский – все они бывали здесь. Бронзовая скульптура повозки появилась совсем недавно – её поставили к 940-летию со дня рождения Минска на площади Свободы. Это одна из работ Владимира Жбанова. Скульптура изображает день из жизни губернатора Минска, который направляется в дом, покинув карету.

Мальчик с лебедем

Долгое время единственным примером европейской парковой скульптуры был "Мальчик с лебедем". Он был установлен в центре Александровского парка как фонтан в 1874 году итальянским скульптором Леонардо Бернини. До начала 1970-х годов вокруг фонтана сидели зеленые лягушки, но теперь настоящими хозяевами этого места стали голуби. В 1970-х подростки дали скульптуре забавное прозвище «Паниковский и гусь» (персонаж популярного юмористического романа «Двенадцать стульев»). Это шутливое прозвище живо до сих пор.

Времена года

Проспект Победителей является одним из самых красивых в белорусской столице. Его высокие здания создают невероятные виды, которые открываются с противоположного берега Свислочи. На берегу реки – живописные парки, сады с уютными мостами и скамейками в винтажном стиле. Длина проспекта составляет 9 км от улицы Немига до самой кольцевой дороги! Декоративные скульптуры появились на одной из сторон проспекта в 1982 году, когда четыре скульптора установили здесь четыре монументальные сцены: «Рождество» («Каляды»), «Приход весны» («Гуканне вясны»), «Купальская ночь» («Купалье»), и «Осень» («Зажинки»). Сцены посвящены традиционным праздникам сезона, которые белорусы ежегодно празднуют с древних времен.

Читать также


Могилёвская область

Посетите городскую ратушу XVII века в Могилеве, мемориальный комплекс «Буйничское поле», посвящённый защитникам города в годы Великой Отечественной войны, и один из старейших городов Беларуси Бобруйск.

Браслав. «Голубое ожерелье» Беларуси

Город впервые упоминается в 1065 году как замок на границе Полоцкого княжества с литовскими племенами. В 14 веке Браслав был включен в состав Великого княжества Литовского и, по сути, стал важным укреплением вблизи линии фронта с Ливонским орденом в 14-15 веках.

Витебская область

Витебская область, с известным фестивалем Славянский Базар, древним Полоцком и живописным Браславом, станет для вас прекрасным местом отдыха.

Отзывы

Our Guide For The Sculpture-lovers: Minsk

Address: Minsk City
View on Map
Get Directions

Monument to Victory

The monument to Victory is the main symbol of Minsk and the general compositional center of the city. The monument appeared on the former Round Square in 1954. It is devoted to Belarusian partisans and Soviet solders. Almost totally ruined during World War Two, Minsk was perfectly rebuilt after 1945. Four sides of the memorial show bronze topic of the high relieves: «The 9 May 1945», «The Soviet Army in the Great Patriotic war», «The Belarusian partisans», and «The Glory of the fallen heroes». The granite for this column had been transported from Ukraine.

Archangel Michael

A four-and-a-half-meter sculpture of Michael Archangel piercing a great snake was placed in front of the Red (because of red bricks) Cathedral (Catholic church of St. Simeon and St. Elena) in 1996. The building of the Church was finished in 1905 by Polish architect Tomash Poyazdersky, who made it in gothic and romantic style. The red bricks had been transported right from Poland. After the revolution of 1917, the State Polish theater occupied the church. Later, in Soviet times, it was used as the Cinema House. In 1990 during the Perestroika years, the building was given back to the Catholic church. In 1996 the bronze sculpture of the Angel created by Igor Golubev appeared. Michael Archangel is a traditional guarding angel of Belarus.

Jakub Kolas

Jacub Kolas is a national poet of Belarus, a classic of the Belarusian literature. His famous poem «New earth» illustrates simple people's life in the village of the late 19th century. In the 1920s the modern Jacub Kolas square used to be an empty field with some wooden houses alongside. In the 1960s the place has been reconstructed constantly. November 3 1972 at the 90th Kolas' birthday a big sculpture ensemble has been placed. The author is Zair Azgur. In the center of the ensemble there is the writer in a long coat sitting on the rock. Next to Kolas there are scenes from his books "Simon-musyka" (Simon and Hanka), and "Drygva" (the old man Talash and his grandson Panas).

Maksim Bogdanovich

In front of the Opera and Ballet Theater, in the Big Theatre park, there is a monument to the famous Belarusian poet, who had lived a short (26 years) life - Maksim Bogdanovich, The author of it is a Belarusian master of arts Lev Gumilevsky, well known by his sculpture to another Belarusian classical poet Yanka Kupala, whose monument appeared also in Moscow in 2005 on Kutuzovsky prospect as a gift of Belarus to Moscow.

Yanka Kupala

It’s a classical Belarusian writer number one, a founder of the modern national literature. Kupala turned out to be a leader for the Belarusian Renascence. His works are the chronicle of the Belarusion nation, the reflection of its national character and mentality. There was just a wooden houses street on the bank of Svisloch before World War II, where a great Belarusian poet Janka Kupala lived. In 1959 two stored building - the literature museum - was opened there. Now this place is one of the central Minsk's parks named after Janka Kupala in 1962. In ten years, in 1972, a six and a half meters bronze and granite monument to the great Belarusian poet was placed instead of Gricevets' military pilot monument. A pretty big sculpture is towering over the legendary spring and a flower of fern -this plant is in a blossom on July, 7 at Ivan Kupala's night, an ancient legend says.

Courage and Grieve Island

The Courage and Grieve Island or Tears Island with small chapel, was founded on 3 August, 1996 at the Svisloch riverbank, in the Troitskoe Predmestie region, an old Minsk's center. This monument is devoted to Belarusian soldiers who fell in fight far away out of the native land in Soviet time. Inside the chapel there is a record of 771 names of Belarusian solders fallen in Afghanistan. Also there are the Bible scenes on the walls of the chapel. In front of the memorial there is a big rock with a bronze icon of God's Mother. A ruby stone is in the center of the chapel's cross. A lather lights the cross from the bottom. Five memorial bells and the figure of a crying angel are elements of the memorial ensemble. But now this place is very popular not among those who fought abroad - just married couples visit the Island constantly, taking pictures of it. The life goes on!

Adam Mickevich

The bronze monument to Adam Mickevich, a well-known Belarusian poet appeared in 2003 in Minsk at the crossroads of Nemiga and Romanovskaya Sloboda streets. Mickevich took part in Polish-Belarusian armed revolt against tsar Nicolay in 1831. He was a real romantic, a rebel and a good friend of Alexander Pushkin, the greatest Russian poet. Although Adam Mickevich wrote in Polish the main topic of his poems was always his motherland Belarus: "Pan Tadeush", "Dziady" - the scenes of these famous poems take place on the Belarusian land. The sculpture of the poet perfectly suits a cozy park situated along Gorodskoy Vahl street. The park which had no name in the past now is named after Adam Mickevich.

Francisk Skorina

The first Belarusian and eastern Slavonic book printer, a professor from the oldest Belarusian city of Polotsk, one of the greatest culture man of the 16th century, printed in Prague his «Ruska Bible» in 1517 - the first printed book of Russian (Belarus, Ukraine and Russia) world of that epoch. Francisk was a great man of his times - he served as a secretary for a bishop of Vilna (now Vilnius), met Martin Luther in Germany, visited Moscow with a cultural mission. In 1506 he was awarded by the Paduan University with a medicine doctor degree. The author of that sculpture is Ales' Dranits. The idea to build the monument has been realizing for 15 years since 1989. The right place for this monument has been a debatable question during all these years. Finally the first Belarusian book printer's sculpture appeared there where it should be - at the National Library, a new symbol of Minsk that was opened a bit later in 2006.

Carriage

The Freedom Square is one of the central squares of the city since the 16th century. In the 16th century the square's name was Upper Marketplace. The square turned into Sobornaya (Synod's) in the 19th. At the middle ages there was a place for Magistrate - the main municipal body. Swedish king Carl XII the Great, Ukraine duke Ivan Mazepa, Napoleon's general Davou, almost all Russian imperators, and a founder of an independed Poland Jozef Pilsudsky - all of them used to stay over here. The bronze sculpture of a carriage appeared for 940th birthday anniversary of Minsk at the Freedom square right opposite the Municipal House. This is one of the Vladimir Zhbanov's work. The sculpture pictures the day from the life of Minsk's governor who got out from the carriage and went to the House.

A Boy With A Swan

For a long time the only example of the European park sculpture has been "The Boy With A Swan". It was installed at the center of the Alexander Park as a fountain in 1874 by the Italian Leonardo Bernini. Untill the beginning of the 1970s green frogs were sitting around the fountain, but now pigeons are real masters of this place. During the 1970s teenagers gave to it a funny nickname "Panikovsky and a goose", after the character from a popular humoristic novel "Twelve Chairs”. This joke nickname is alive up till now.

Seasons

The Winners' Prospect is one of the most beautiful prospects of the Belarusian capital. Its high buildings make a nice line that looks so fine from the opposite bank of Svisloch. The riverside is the place of picturesque parks, gardens with cozy bridges and benches in an old fashion style. The prospect longs for 9 km from Nemiga Street up to the Ring road. The decorative genre sculptures appeared along one side of the Prospect. It was in 1982 when four sculptors placed four sculpture scenes: "Christmas" ("Koliady"), "Spring's Coming" ("Hukanne viasny"), "Kupala's night" ("Kupala"), and Autumn ("Zazhinky") - the traditional season's holidays that Belarusians have been celebrating annually since the ancient times.

 

Read More


Gomel (Homel): In Search Of Untouched Nature

Gomel is located in the south-eastern corner of the country. The Gomel region of Belarus borders Russia in the east and the Ukraine in the south. Around a third of the region is agricultural land.

Mogilev (Mahilyow). In Pursuit Of The Stars And History.

Mogilev is a city in eastern Belarus, the third biggest city in a country. If you want to dive deep in belarusian culture, traditions and history, you've chosen the right destination!

World Famous Magnificent Nesvizh Palace

Nesvizh Palace is considered the country’s most beautiful and renowned palace. Its richly diverse architecture and attractive gardens were designated the national historical and cultural reserve, and in 2006 it was added to the UNESCO World Heritage List.

Comments